Стемпинг 

Поддерживать детей в стремлении каком и как. Советы родителям детей всех возрастов. Самостоятельность как признак социальной адаптации

Клуб Увлеченных Мам

Второй и третий год жизни являются наиболее значимым периодом в становлении самостоятельности ребенка . Любимая фраза малыша «я сам» в этот период жизни должна скорее радовать родителей, а не тревожить и заставлять нервничать и переживать. Что нужно знать родителям о развитии самостоятельности ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет , чтобы поддержать стремление малыша к самостоятельности, а не подавить ее? Давайте попробуем выяснить.

Под самостоятельностью в этот период мы будем подразумевать умение делать что-либо без помощи других людей, стремление действовать по собственной инициативе, владение навыками самообслуживания и опрятности.

Самостоятельные умения и навыки в 2-3 года

В возрасте двух лет ребенок уже достаточно уверенно пользуется ложкой и вилкой, ест сам из тарелки, пьет из чашки. Малыш сам, без напоминания может умыться и вымыть руки с мылом, вытирая потом полотенцем. Самостоятельно расстегивает большие пуговицы на одежде, замок на куртке, снимает верхнюю одежду, когда она расстегнута, может даже надеть и снять маечку, трусики, шапку, варежки. Если удобная застежка на обуви, то сам может обуться.

В два года малыш чаще остается сухим в течение дня, он уже сам просится на горшок и самостоятельно может сходить в туалет.

К трем годам ребенок уже способен одеваться сам, если подготовлены нужные вещи. Можно заранее приготовить необходимые вещи и положить перед ребенком на диван или кровать. Также важно выделить побольше времени на самостоятельное одевание малыша, чтобы он мог спокойно собраться. При этом по-прежнему необходимо присутствие родителей рядом для того, чтобы организовать малыша и помочь, если есть трудные для ребенка застежки на одежде, или подсказать последовательность надевания вещей.

Наличие собственной инициативы

Самый оптимальный вариант развития самостоятельности ребенка в раннем возрасте – это не подавлять его инициативу, а всячески поддерживать ее, и тогда вам не придется прикладывать усилий, чтобы научить чему-либо своего малыша. Стремление делать что-то самостоятельно довольно часто проявляется у малыша на втором-третьем году жизни. В этот период важно вовремя поддержать ребенка в его стремлении. Родителям нужно всего лишь показать, как это сделать, или просто на словах рассказать о том, что нужно знать малышу, чтобы у него получилось выполнить то или иное действие. И конечно, самое главное в этом деле, дать малышу попробовать это сделать самостоятельно. Как правило, когда ребенок сам проявил инициативу в освоении какого-то дела, он очень быстро усваивает нужную информацию и схватывает все на лету. В стремлении к самостоятельности ребенку важно одобрение и совет взрослого. При этом родители должны также помнить, что не стоит подавлять инициативу или смеяться над неумелыми действиями малыша.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Постановка и достижение цели

Самостоятельность к концу второго года жизни существует пока еще на уровне целеполагания: ребенок уже ставит перед собой цели, но не всегда может сам до конца пройти путь для их достижения. Поэтому в этом возрасте ещё требуется помощь взрослого для удержания цели, выполнения определенной последовательности действий и оценки результата. Очень важно вовремя оказать дозированную помощь ребенку, иначе у него может просто пропасть желание действовать в случае постоянных неудачных попыток. Для дальнейшего развития самостоятельности важно, чтобы малыш, достигая цели, видел результат произведенных им самим и совместно со взрослым действий.

К концу третьего года жизни ребенок уже способен путем проб и ошибок организовывать собственную деятельность. Ребенок уже может сам удерживать в памяти поставленную цель, что позволяет достигать ее самостоятельно. Малыш ищет и использует собственные способы осуществления деятельности для достижения цели, становится усидчивым, внимательным. Важным в этот период является именно самостоятельность ребенка при организации деятельности, а не качество результата. А уже с помощью взрослых ребенок оценивает результаты своей деятельности, сравнивает с тем, что хотел получить вначале, что в дальнейшем будет являться основой для формирования еще одного компонента самостоятельности — самооценки.

Я сам

К трем годам происходит ещё одно важное событие в жизни малыша – он начинает осознавать себя как отдельная личность — «я», «мое», «я сам». В это время бурного кризиса ярко проявляются негативизм, своеволие, упрямство, протест, обесценивание того, что раньше было значимо. Для взрослых особенно сложен этот период, когда необходимо кардинально менять свое поведение с ребенком. Все это связано с возрастающей активностью и самостоятельностью ребенка , которые не укладываются в сформировавшиеся отношения со взрослыми. Потребность ребенка в реализации собственных намерений и замыслов является преобладающей в этом возрасте. Кризис «я сам» нельзя избежать или игнорировать, а также с ним не стоит бороться, потому что это важный этап развития личности ребенка. Этот период следует понять и пережить вместе с ребенком, находя опору в любви и принятии друг друга.

Таким образом, к трем годам ребенок уже осознает себя как отдельную личность, при этом также владеет необходимыми навыками самообслуживания и опрятности. Задача взрослого на данном этапе развития малыша состоит в том, чтобы принять этот факт и построить на основе этих изменений соответствующие отношения со своим малышом. А как вы реагируете на активное проявление самостоятельности у вашего малыша?

Воспитать ребенка как? Ушинский Константин Дмитриевич

О стремлении детей к самостоятельности

Кто наблюдал над детьми, тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, – но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом. К кому дитя больше привяжется: к тому ли, кто его смешит и лакомит, или к тому, кто сумеет давать ему увлекательную работу? Какую игрушку предпочитает дитя: ту ли, которая тешит его блеском, звоном и яркими красками, или ту, которая дает посильную, но самостоятельную деятельность его душе? И заметьте, что после веселья дети непременно скучают и что за сильным смехом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоянии. Из этих наблюдений, делаемых всеми педагогами, мы вправе вывести, что в душе дитяти сильнее всего высказывается стремление к самостоятельной деятельности.

Из тесной связи этого стремления с основным стремлением к душевной деятельности мы уже можем вывести всю необходимость воспитывать это стремление правильным образом, и при этом с самых ранних лет, так как оно проявляется в ребенке с первых дней его жизни. Только та деятельность дает счастье душе, сохраняя ее достоинство, которая выходит из нее самой, следовательно, деятельность излюбленная, деятельность свободная; а потому, сколько необходимо воспитывать в душе стремление к деятельности, столько же необходимо воспитывать в ней и стремление к самостоятельности или свободе : одно развитие без другого, как мы видели, не может подвигаться вперед.

Самостоятельная деятельность не появляется потом, с возрастом, но зерно ее коренится в свободной воле человека, рождающейся вместе с душою, и этому зерну должно дать и время, и сферу для развития. Вот почему воспитатель по временам должен отступать от ребенка и совершенно предоставлять его самому себе. Зерно самостоятельности скрывается глубже в душе дитяти, чем может проникнуть туда воспитание, и самые попытки туда проникнуть могут только помешать развитию зерна. Воспитание может много, но не все.

Из книги Законы счастливой семейной жизни. Книга пятая. автора Торсунов Олег Геннадьевич

Любовь, основанная на стремлении к власти и престижу В нашей жизни существуют грубые и тонкие мотивы в достижении материального счастья. При вступлении в брак более тонкие мотивы привносят в семейную жизнь несколько больше стабильности и гармонии, чем грубые. Веды

Из книги Что Вам мешает быть богатым автора Свияш Александр Григорьевич

Любовь, основанная на стремлении нести своим поведением мир, счастье и прогресс Начиная с этого раздела, мы будем говорить о более возвышенных типах отношений между мужчиной и женщиной, реально позволяющих сжигать грехи и способствующих увеличению счастья

Из книги Аутотренинги автора Красоткина Ирина

Любовь, основанная на стремлении обрести совершенство Чистая гармония, возникающая при знакомстве на уровне горлового, лобного или макушечного психических центров может проявиться только у тех молодых людей, которые с самого детства имели склонность серьёзно и

Из книги Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка автора Круглова Наталья Федоровна

3.6 Будьте разумны в стремлении к свободе Гениальное произведение и дурак поймет Но ведь совершенно иначе! С.Елец В предыдущем параграфе мы выдвинули тезис: чем меньше у человека идеалов, тем легче ему адаптироваться к окружающей реальности и достичь своих целей. И

Из книги Игры, в которые играют люди [Психология человеческих взаимоотношений] автора Берн Эрик

СТРАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Он уходит своими корнями в раннее детство, когда ребенка тесно зажимали в какие-то определенные рамки дисциплины. Люди, находящиеся под постоянным давлением мнимых обязательств, гипертрофированного чувства долга, боятся нарушить заведенный

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Ниже предлагается развернутая система игр и логических задач, способствующих развитию самостоятельности (осознанной произвольности) при выполнении

Из книги Еврейские дети любят свою маму автора Рабинович Слава

Глава семнадцатая. ОБРЕТЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ Родители сознательно или неосознано с самого рождения учат детей, как себя вести, о чем думать, что чувствовать и воспринимать. Освободиться от этого влияния нелегко, потому что оно глубоко укоренилось и совершенно

Из книги Полезная книга для мамы и папы автора Скачкова Ксения

11.6. Нарушения в развитии волевой сферы у умственно отсталых детей и детей с задержками психического развития Отклонения в развитии волевой сферы у детей с умственной недостаточностью были выявлены во многих исследованиях (Э. Я. Альбрехт ; Л. С. Выготский ; Л. В.

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Не решать за ребенка, научить самостоятельности Еврейская мама никогда не будет делать за ребенка то, что он сам в состоянии делать. Это тоже закон, применяемый в еврейских семьях. Не решать проблемы, чтобы те же проблемы не перешли во взрослую жизнь. Ведь жить за ребенка –

Из книги 5 методов воспитания детей автора Литвак Михаил Ефимович

Из книги Донбасс в огне. Хроника необъявленной войны. Апрель – сентябрь 2014 автора Северский Виктор

Совместный сон – залог будущей самостоятельности Мерет Келлер и Венди Голдберг, профессора психологии Калифорнийского университета в Ирвине, обнаружили, что дети, спавшие отдельно, действительно быстрее приобретают некоторые навыки. Они умеют засыпать без взрослых,

Из книги Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! автора Вологодская Ольга Павловна

Из книги Новая жизнь старых вещей автора Хекль Вольфганг

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Этапы большого пути: начало самостоятельности Терзают наши семьи ссоры, склоки, Бурлящий их поток неиссякаем, Мы не прощаем детям те пороки, Которые им сами прививаем. Э. Севрус И дети, и родители любят друг друга. При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются

Из книги автора

Прекрасное чувство самостоятельности Однажды я обнаружил, что не могу послушать музыку на своем макбуке. Успех данной ремонтной операции зависел не только от отдельных механических навыков, но и от совершенно определенной последовательности действий, сравнимой

Непростая задача вырастить здорового и счастливого ребенка стоит перед всеми родителями, и в этом деле очень важно дошкольное воспитание детей. В этом возрасте дети, подобно губкам, впитывают знания и умения, а родители должны задать им нужное и правильное направление в жизни. Воспитание ребенка дошкольного возраста можно сравнить с заделкой фундамента. Именно с этого начинается дальнейшее развитие личности ребенка, поэтому очень важно начинать подготавливать его к будущей жизни психологически и умственно как можно раньше, знакомя его с навыками общения, правилами поведениями и другими важными жизненными аспектами.

Воспитания ребенка дошкольного возраста: от 3 до 6 лет

Принято считать, что дошкольный возраст начинается в 3 года, с наступлением кризиса трех лет. Это один из самых ярких кризисных периодов в жизни человека. Для него характерны всплески повышенной самостоятельности, когда психологически у ребенка развивается потребность все делать самому, а физические возможности еще этого не позволяют. В этом время повышаются и требования к ребенку со стороны взрослых. Чтобы благополучно разрешить этот кризис, взрослым нужно раскрыть перед ребенком больше новых видов деятельности, в которых ему будет представлена свобода самовыражения, и таким образом, он сможет проявить инициативу и самостоятельность.

В возрасте от 4 до 6 лет наступает относительно спокойный период: дети послушны, хорошо едят и спят, им не нужна постоянная опека. Главная особенность ребенка в этом возрасте – чрезвычайное любопытство и стремление к познанию мира. Это время бесчисленных вопросов, которые дети задают родителям. Для гармоничного умственного воспитания ребенка дошкольного возраста родителям нужно набраться терпения и отвечать на все вопросы, поощряя его познавательный интерес, что, в свою очередь, поможет при дальнейшей подготовке малыша к школе.

В данном возрасте важно также трудовое воспитание ребенка дошкольника, которое заключается в приобщении к самообслуживанию и труду. Дети стараются все делать сами, и пусть это получается еще неловко, взрослые не должны подавлять эти стремления. Разумеется, мама быстрее и лучше оденет, причешет и накормит малыша, но очень важно проявлять терпение и создавать условия для проявления ребенком самостоятельности. Когда у него получится справиться с непослушными застежками, шнурками и столовыми приборами, он искренне обрадуется, и будет стараться в следующий раз сделать еще лучше. Задача родителей – подбодрить и похвалить.

Кроме того, с 3 лет дошкольника нужно приобщать к домашним делам. Дети в этом возрасте с радостью помогают взрослым поливать цветы, протирать пыль, мыть посуду, стирать вещи и т.п. Родителям нужно поощрять малышей, давая им посильные задания.

Особенности воспитания ребенка в 6 лет

Когда ребенок достиг 6 лет, его развитие и воспитание подразумевает наличие у родителей огромного терпения и умения договариваться. Дети в этом возрасте имеют круг общения со сверстниками, который может оказаться не слишком доброжелательным, поэтому родителям нужно подготовить ребенка к возникновению ссор, конфликтов и трений.

Кроме того, в 6-летнем возрасте воспитание ребенка дошкольника должно включать специальные обучающие программы, которые помогут подготовить его к школе. Хорошо, если ребенок проявляет желание учиться, ему хочется узнавать новое, он с радостью в игре изображает школьника. Родителям нужно всячески поддерживать ребенка в этом стремлении.

В современной педагогике существуют различные методики и программы воспитания ребенка дошкольника. Каждый детский сад самостоятельно выбирает развивающую программу, по которой работает 5 лет. Любая программа имеет свои плюсы и минусы, обычно в каждой из них сделан упор на определенное направление: развитие речи, математику, художественно-эстетическое воспитание или другое.

Детские психологи сходятся на том, что оптимальный вариант воспитания ребенка дошкольного возраста предполагает индивидуальный подход. Разумеется, родителям стоит ознакомиться с различными программами воспитания ребенка дошкольника и выбрать для своего малыша лучшее. Можно делать тематические недели. Например, одну неделю посвятите диким животным: расскажите о них ребенку, посмотрите картинки с их изображениями, нарисуйте, раскрасьте, слепите их фигурки, почитайте стихи и сказки, спойте песни о них, а в завершение подберите подвижные игры по этой тематике. Так ребенок легко и с удовольствием запомнит информацию.

Нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Известно, что моральные основы человеческой личности закладываются в раннем детстве, поэтому нравственное воспитание детей дошкольного возраста нельзя откладывать. Именно в этом возрасте ребенок активно усваивает нравственные нормы поведения. Все детские психологи единодушно сходятся во мнении, что наиболее действенным способом привить ребенку морально-этические нормы является подражание. Дети копируют мам и пап во всем: внешнем виде, поведении и эталонах оценки окружающих, поэтому они должен видеть вокруг себя доброту, нежность, щедрость и другие положительные нравственные качества. Важно хвалить и поощрять малыша, когда он их проявляет, чтобы они продолжали развиваться в его характере. Кроме того, процесс воспитания ребенка дошкольного возраста должен научить его ставить себя на место другого человека.

При этом родителям нужно помнить, что воспитание детей должно всегда сочетаться с уважением их личного достоинства. Обоснованная требовательность не должна вымещать любовь. Нужно учитывать индивидуальные черты характера ребенка, его возможности и особенности. Формирование основ нравственного поведения малыша не должно подавлять его инициативу и нивелировать индивидуальность.

Главным направлением по профилактике капризов следует считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка, спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение, стимулирование развития творческих сил и инициативы. Коррекция состоит в разумных ограничениях, правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой атмосферы, спокойной требовательности, устранении избыточного внимания, включении в коллектив, приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и интересами других людей. А также поощрять их стремление к самостоятельности.

Психолого-педагогические исследования показывают, что у детей очень рано возникает стремление к самостоятельности. Уже в начале второго года жизни появляются первые попытки самостоятельно выполнить какое-либо действие. По мере накопления практического опыта это стремление может послужить основой для развития самостоятельности - важнейшего свойства личности, проявляющегося в способности действовать без посторонней помощи.

Однако без руководства со стороны взрослых оно не возникает.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. «Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности»,- пишет известный психолог профессор А. А. Люблинская.

Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития.

Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.

Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Ведь очень часто происходит так, что ребенок трактует это понятие так, как ему удобно: он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом считая, что за его поступки будут нести ответственность взрослые. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, -- и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.

Поэтому самостоятельности взрослые должны учиться вместе с детьми. Конечно, если взрослые учат ребенка самого нести ответственность за принятое решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но тем не менее он всегда может попросить взрослых о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение -- попросить помощь -- он примет тоже самостоятельно.

Давайте попробуем выяснить, как зарождаются эти качества в ребенке.

Развитие ребенка в период трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». И к трем годам ребенок хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители взрослые просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что взрослые за ним недосмотрели.

Ребенок не умеет лениться. Если он чего-то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.

Приучая ребенка к самостоятельности, взрослые должны учитывать все «подводные камни» на этом пути. Путь к самостоятельности малыша труден: еще несовершенна общая и мелкая моторика, недостаточно скоординированы движения. Если малыш умывается или моет посуду, будьте уверены -- он будет мокрым с головы до ног, если он накрывает на стол, наверняка будет разбита чашка или тарелка, если поливает цветы -- опрокинет горшок. Следует подавлять свой гнев, придерживать раздражение, вселить надежду.

Нужно давать ребенку небольшие поручения - распоряжения для выполнения какого-либо задания. Такие задания очень помогают формированию самостоятельности и ответственности у ребенка. И чем больше у него возможностей для этого, тем лучше. Конечно же без сложностей не обойтись, но это научит его самостоятельно справляться с ними. А от взрослых потребуются помощь и терпение, терпение и еще раз терпение.

Приучение ребенка к самостоятельности -- это долгий процесс, требующий терпения.

Как воспитывать самостоятельность? Нужно ли целенаправленно заниматься развитием этой черты личности ребенка? Какие рекомендации по развитию самостоятельности у ребенка можно дать родителям?

Существуют разные мнения в отношении воспитания самостоятельности у ребенка.

Одни считают, что это очень важно, мотивируя это тем, что чем самостоятельней ребенок, тем более подготовлен он к существованию в окружающем мире, тем легче ему обойтись без родительской опеки. Ведь не всегда близкие люди смогут находиться рядом, смогут помочь, уберечь…

По мнению таких родителей, они проявляют свою , заботу о нем и в том, что сознательно воспитывают в нем самостоятельность.

Некоторые родители, бабушки, дедушки, проявляют любовь свою по-другому: спешат наперегонки одеть, поднести, помочь доделать за ребенка и тому подобное. Иногда с их уст можно услышать такие высказывания: «Плохая мать, совсем не любит своего ребенка, заставляет его одеваться, убирать и т. д. Самой просто лень».

А ведь, если задуматься, иногда действительно легче самой побыстрее (особенно при нехватке времени) одеть, убрать, чем терпеливо объяснять, ждать, когда ребенок сделает это самостоятельно.

К чему может привести непомерная забота и чрезмерная опека – это тема для отдельного большого разговора. И все же, если родители разделяют мнение о важности воспитания самостоятельности у ребенка, на что им следует обратить внимание? Какие рекомендации можно дать родителям, что посоветовать?

Вы, наверное, согласитесь со мной, уважаемые взрослые, что требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту . То есть то, что будет достижением для ребенка в 3 или 4 года, и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на кофточке), уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. В то же время, требовать от двухлетнего малыша завязывания шнурков на ботинках, как вы сами понимаете, это абсолютно неразумно, ведь даже мелкая моторика его рук еще не готова к этому.

Необходимо помнить, что - это не только умение что-то делать без помощи взрослого, это еще и способность находить свои новые решения поставленных задач, стремление сегодня сделать больше, научиться большему, чем вчера. И развитие этих способностей, умений, стремлений ребенка нужно поощрять нам, родителям.

У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту. То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность поупражняться.

Принцип от простого к сложному , а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.

Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности , как в принятии решений, так и в действиях. Что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.

Не нужно решать проблемы за ребенка . Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить , помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.

Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки , которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит . И каким бы ни был результат действий малыша, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность . Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы», на мой взгляд, гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»

Не делайте за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес (завязать шапочку, застегнуть пуговицу, отнести чашку и прочее), ведь его очень легко «отбить». А как говориться, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка - это возможность ненавязчиво его научить чему-то полезному. А как часто у родителей не хватает времени и терпения ждать, когда малыш самостоятельно застегнет замочек или завяжет шапочку.

Не забывайте хвалить ваших детей за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в том, что у ребенка все получиться: «Если ты поупражняешься, то все получиться. У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты старался. Ты очень способный». Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».

Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.

Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой».

Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления. Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости. Например, «Книжки после прочтения нужно положить на место. И в комнате будет порядок, и книги лучше сохраняться, и ты легко в любой момент найдешь нужную книжку, если она будет лежать на своем месте. Ты их сможешь потом почитать младшей сестренке. А ей будет интересно слушать и рассматривать яркие картинки в немятой книжке».

Мнение психологов о разных подходах к воспитанию самостоятельности у ребенка

Очень важным для развития самостоятельности ребенка, по мнению психологов, является то, какую позицию занимают родители.

Одни родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля . Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала.

В другой семье отсутствие четких требований, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала.

В третьей семье разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Такие мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым.

Так вот, по мнению психологов, результатом воспитания в первом случае вполне возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность . Во втором – не умеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и неуверенный в себе человек . Третий же вариант воспитания психологи считают самым оптимальным. Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия .

Дальше выбор за вами, уважаемые взрослые. Вы сами должны для себя решить: хотите ли вы видеть своего ребенка в будущем самостоятельным и независимым или постоянно нуждающимся в вашей помощи, советах, а значит, вы всегда будете чувствовать свою важность, необходимость в жизни ребенка.